Федеральный национальный образовательный проект «Социальная активность», целью которого выступает воспитание молодого поколения социально активного, неравнодушного, способного к участию на добровольной основе к решению социальных проблем, стартовал в ряде других наиболее приоритетных национальных образовательных проектов России. Добровольческое экологическое, патриотическое движение, иные формы волонтерского движения в России становятся ведущими в вопросах воспитания подрастающего поколения. Приоритетным становится данное направление и в образовательных ориентирах первого уровня образования, способного воспитать активную, инициативную личность ребёнка-дошкольника.
Для реализации этой задачи мы решили задействовать ряд программ, некоторые из которых международного и всероссийского уровня. Наши программы связаны с экологическим воспитанием детей и позволяют детям не только получить знания, но и формируют экологическое поведение. А ещё они учат мыслить, планировать, решать проблемы, ну если не совсем получается решить некоторые глобальные проблемы, хотя бы поучаствовать в их реализации средствами, доступными детям. И о таких средствах мы сегодня вам и расскажем.
У нас в детском саду реализуется 2 программы экологической направленности: Международная «Эко-школа/Зелёный флаг» и Всероссийская «Эколята-Дошколята». Если международный проект призван обеспечивать решение мировых глобальных экологических проблем, то участие во всероссийской программе базируется на сохранении природного наследия как России, так и дорогой для каждого россиянина её части – малой родины. Для нас это конечно Прибайкалье.
Международная программа «Эко-школа/Зелёный флаг»
Программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития. Проводится на четырёх континентах Международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education — FEE). Международный координационный центр программы находится в Португалии в Лиссабоне. Программа появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международной конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992), и сразу же приобрела статус международной, т.е. проводящейся по единым правилам во всех странах-участницах.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА СЕМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, ЕЖЕГОДНО ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ШАГАХ.
1. Создание экологического совета.
2. Проведение исследования экологической ситуации.
3. Разработка плана действий.
4. Мониторинг и оценка.
5. Включение экологической тематики в школьные курсы.
6. Предоставление информации и сотрудничество.
7. Формулировка и принятие Экологического кодекса.
В настоящее время в программе участвует более 26 000 школ в 43 странах мира, более 5,5 миллионов детей, 400 тысяч педагогов. Более 5 000 школ награждены Зелёным флагом. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне, на основании сданного образовательным учреждением отчёта о проделанной работе, и утверждается международным координатором. Флаг вручается на один год. В нашем учреждении уже 3 таких флага! Зелёный флаг вручается образовательной организации по итогам года работы в программе на основании сданного ею отчёта. Продолжать работать в программе можно бесконечно, сколько лет участвует учреждение в программе и на сколько убедительны были отчёты, столько и будет вручено флагов.
В России программа проводится под названием «Эко-школы/Зелёный флаг» Санкт-Петербургской общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики», которая является членом Международной организацией по экологическому образованию с 2002 г.
В нашей образовательной организации данная программа реализуется с 2018 года.